Сила побеждает силу, красота побеждает всех.
Лопе де Вега
Красивое тело всегда считалось величайшей эстетической ценностью. Хотя каноны красоты, конечно, менялись — со сменой эпох, образа жизни, а порой и по требованиям капризницы-моды.
Идеальный человеческий облик у древних египтян характеризовался высоким ростом, широкими плечами, узкими талией и бедрами, крупными чертами лица.
Эталоном абсолютно пропорциональной мужской фигуры в Древней Греции считалось атлетическое сложение гражданина-воина. Абсолютная правильность пропорций женского тела связывалась с высоким ростом, красиво развернутыми плечами, тонкой талией, расширенным тазом, вертикальной линией живота, прямыми, совершенной формы ногами. Эллинские нормы красоты и гармонии совершенного женского тела олицетворяет мраморная статуя богини любви и красоты Афродиты, найденная на острове Милос.
Идеал женской красоты привлекал самое пристальное внимание художников, скульпторов, писателей, философов и в эпоху Возрождения. Начиная с XV века создаются многочисленные трактаты, посвященные красоте женщины. В них приводятся каноны женской красоты, связанные с формой и размерами плеч, груди, ног, рук и т. п. Вот отрывок из подобного трактата, написанного Аньолой Фиренцуолой (начало XVI столетия): «Телосложение женщин должно быть большое, прочное, но при этом благородных форм. Чрезмерное рослое тело не может нравиться, так же как небольшое и худое… Самая красивая шея — овальная, стройная, белая и без пятен… Плечи должны быть широкими… Первое условие красивых грудей есть их ширина. На груди не должна проступать ни одна кость. Самые красивые ноги — это длинные, стройные, внизу тонкие, с сильными снежно-белыми икрами, которые оканчиваются маленькой, узкой, но не сухощавой ступней… Предплечья должны быть белыми, мускулистыми…» Для идеала женской фигуры XVII века были характерны высокий рост, развитые формы плеч, груди, бедер и очень тонкая талия (с помощью корсета ее затягивали иногда в обхвате до 40 см).
В аристократических салонах XVIII века воспринимались как идеальные фигуры с маленькой изящной головкой, узкими плечами, тонкой и гибкой талией, округлой линией бедер.
Эстетический идеал красоты русской женщины из народа связывался с высокой статной фигурой, величественной осанкой, плавной лебединой походкой.
Новый тип женской красоты 1915—1918 годов — женщина-мальчик: тонкая, плоскогрудая, с узкими бедрами, без подчеркнутой талии, с мальчишеской стрижкой.
Наше время тоже выработало идеал красоты. Его составляющими являются стройность, легкость и грациозность движений, хорошая осанка, свободная и изящная манера держаться, спортивность и энергичность.
Большую популярность приобрели в последнее время конкурсы красоты. Претендентка на роль победительницы такого конкурса должна обладать яркой индивидуальностью и чувством стиля, эмоциональностью и грациозностью, фотогеничностью и умением адаптироваться к различным ситуациям. Конкурентоспособными считаются претендентки в возрасте от 16 до 25 лет, ростом не менее 165 см (при размере одежды не более 44—46).
Свои критерии красоты существуют и в современной моде. Отбор молодых людей, желающих стать манекенщиками, проходит в соответствии с жесткими требованиями — возраст от 18 до 28 лет, рост не ниже 183 см. Требования к манекенщицам также весьма строгие — не старше 23 лет, высокие и по обыденным меркам даже худенькие («вписывающиеся» в 42—44 размеры одежды).
Впрочем, эталон манекенщицы тоже не остается неизменным. «Не вес и рост определяют ваши внешние данные,— заявляют теперь модельеры,— а правильные пропорции тела…»
Идеалы телесной красоты различались не только в разные эпохи, но и у разных народов. Так, у жителей королевства Тонга — небольшого государства, расположенного на островах в юго-западной части Тихого океана,— основным критерием красоты женщины служит ее полнота. Тонганские девушки, стремящиеся выйти замуж, не могут рассчитывать на внимание поклонников, если весят меньше 130 кг. Что ж, дело вкуса, как говорится. Однако такие пристрастия тонганцев укорачивают женщинам жизнь в среднем на 10 лет в связи с болезнями, сопуствующими ожирению,— высоким давлением, сердечно-сосудистыми заболеваниями и диабетом.
Стремление к красоте, улучшению своей внешности вполне естественно для женщины. Однако иногда оно явно переходит разумные границы. Так, некоторые японские женщины, дабы придать себе более «европейский» вид, делают операцию на веках. В последнее время практикуется своеобразное «улучшение» бюста, связанное с введением в грудные железы неорганических пластмасс. Чтобы придать элегантную узость стопам, наиболее рьяные модницы идут даже на удаление мизинцев на ногах хирургическим путем.
Столь чрезмерное увлечение «красотой», как правило, вызывает лишь недоумение. «Любая женщина хороша тем, что она от природы женщина,— считает известный модельер Энне Бурда.— Нужно лишь умело подчеркнуть свои достоинства». Однако если с помощью косметики можно до неузнаваемости изменить лицо, то с фигурой такие шутки не проходят. Не зря же французские модельеры говорят: «Была бы фигура, а личико нарисуем». И поэтому Энне Бурда советует не надеяться на корсажи, а всерьез заняться своим телом, ведь на изящной фигуре отлично сидит любая одежда.