Зарождение эмоциональности у ребенка во время беременности

Зарождение эмоциональности у ребенка во время беременностиМногие чувства нелегко поддаются точным определениям. На протяжении веков люди пытались с большим или меньшим успехом сформулировать понятие любви.

Философы, моралисты, психологи и поэты предлагали свои определения этого загадочного феномена. Каждый из них отыскивал отдельные элементы, из которых складывается любовь, полагая, что они заслуживают наибольшего внимания и несут в себе созидательное начало.

Современная сексология также предпринимает попытки анализа сущности любви, причем для ясности выделяет два главных аспекта. Первый — это эмоциональная любовь, основанная на духовном стремлении к союзу с другим человеком. Второй аспект касается биологического влечения, или стремления к снятию сексуального напряжения. Обе эти «нити», если можно так выразиться, сплетаются в единый прочный «жгут» на протяжении всей жизни человека.

Любовь, объединяющая двух людей, не рождается внезапно «из ничего», а является результатом всей их предыдущей жизни. Весь эмоциональный опыт человека, начиная чуть ли не с эмбрионального периода развития, влияет на формирование у него чувства любви, возникающего в зрелом возрасте.

Рассмотрим первое слагаемое любви — ее эмоциональную сторону. Чувство любви проявляется в желании постоянно находиться в близком контакте с любимым человеком.

Первым периодом, когда в основание возводимого «дома», именуемого любовью, закладывается первый «кирпичик», является эмбриональный период развития человека. Находясь во чреве матери, ребенок уже связан с ней физическими и эмоциональными узами.

Можно, наверное, спросить: откуда берутся чувства у зародыша, который еще не начал жить самостоятельной жизнью? В этой фазе любви матери и ребенка основная «тяжесть» этого чувства ложится на мать, в то время как ребенок выступает в роли потребителя: без материнской любви и создания в ее организме необходимых условий он не смог бы развиваться и жить. Речь идет, разумеется, о психоэмоциональном контакте между матерью и ребенком в этот период. Существует точка зрения, что ребенка до момента рождения следует рассматривать как часть организма матери (без самостоятельной жизни и собственных реакций).

Современная наука проливает новый свет на эту проблему. В частности, Артур и Маргарет Лайли, ученые из Новой Зеландии, в 1960 году опубликовали результаты необычайно интересных наблюдений за поведением плода в утробе матери. В процессе исследований ученые сделали несколько фильмов, показывающих внутриутробное развитие «маленького человека» с первых недель до момента рождения.

В первые месяцы беременности плод как небольшая рыбка энергично передвигается и «плавает» в околоплодных водах. На третий месяц он открывает глазки и начинает различать свет и темноту, охотно поворачиваясь в более светлую сторону. После трех месяцев можно заметить, что плод начинает слышать биение сердца матери и шумы в кишечнике, а также сжимается, демонстрируя защитную реакцию на резкие звуки из внешнего мира.

Взволнованность, раздражительность, резкий крик, внезапный страх или гнев матери заметно увеличивают число сокращений сердца ребенка. Можно с полным основанием утверждать, что дитя вместе с матерью переживает все опасности, с которыми ей приходится сталкиваться, и нервные стрессы. Трудно в это поверить, не правда ли? Однако наукой доказано, что страх и чувство злости, испытываемые матерью, способствуют усиленному выделению из надпочечников (желез внутренней секреции) адреналина, попадающего в систему кровообращения. Этот гормон проникает через плаценту в кровь плода, что приводит к учащению сердцебиения у ребенка.

Если бы мы захотели, рассказывая о физиологических процессах, описать эмоциональные переживания взрослого человека, то оказалось бы, что большинство протекающих при этом реакций вызваны теми или иными нейрогормональными раздражителями.
Я полагаю, что могу себе позволить рассматривать эти выявленные наукой процессы как проявление совместного реагирования на отдельные воздействия внешнего мира двух существ, неразрывно связанных между собой тесными эмоциональными узами. Выяснилось, что уже на пятом месяце беременности ребенок в утробе матери ведет себя как маленький человечек. Он не только двигается, почесывает себе головку, животик, но и играет с пальчиками ручек и ножек, открывает глаза и сосет палец, глотает и выплевывает околоплодную жидкость. Малыш очень не любит лежать на твердом и чрезмерно изогнутом вперед позвоночнике матери, который на него давит, поэтому он делает резкие движения, когда мать ложится вечером отдыхать. Ребенок вращается, сползая с позвоночника матери, и занимает удобное положение на боку.

Новозеландские ученые располагают также кинокадрами, показывающими реакцию семи- и восьмимесячного плода на попытки сделать внутриматочные уколы (к этому средству прибегают с целью спасения жизни ребенка при резус-конфликте крови плода и крови матери). Ребенок при этом извивается, как вьюн, и защищается ручками, чтобы увернуться от иглы и избежать боли.
Многие аналогичные наблюдения привели к кардинальному изменению точки зрения на проблему начала жизни ребенка. Формально жизнь начинается тогда, когда младенец сделает первый вдох, а фактически еще в утробе матери у него действует много механизмов вполне самостоятельной жизнедеятельности.

Глядя на это живое существо — защищающееся, четко реагирующее на приятные или неприятные для него раздражители, я не совершаю, по-видимому, большой ошибки, когда говорю о взаимной любви матери и ребенка в эмбриональный период его развития. Младенец выступает в роли потребителя, а мать — как даритель этой любви.

На протяжении жизни человека соотношение между дарением и получением любви постоянно меняется, перевешивая то в одну, то в другую сторону. Еще Бальзак писал, что «в любви обязательно есть тот, кто целует, и тот, кого целуют».

Беременность для женщины — это огромная школа бескорыстного чувства, влияющая на весь уклад ее жизни. Уже в этот период будущая мать может показать, на что она способна. Ребенок в утробе матери — обожаемое существо, ради которого совершают прогулки, чтобы к нему поступало больше кислорода, ради него также прибегают к специальной диете, чтобы он был здоровым и сильным, стараются всегда сохранять самообладание и поддерживать хорошее настроение, чтобы создать ему наилучшие условия.
В благоприятной спокойной атмосфере ребенок, отвечая на материнскую заботу, нормально растет и развивается и, наоборот, хиреет в обстановке нервозности и раздражительности.

Роль первой фазы любви — любви матери к вынашиваемому плоду, а также значение эмбрионального периода для последующего нормального развития ребенка представляются крайне важными, хотя нередко недооцениваются.

В дальнейшем эмоциональность ребенка развивается уже после родов под воздействием любви родителей и окружающих людей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *