Дислалия

Дислалия — это понятие, объединяющее в себе различные формы нарушения речи (произношения звуков), которые не связаны с изменениями слуха или иннервации органов речи.

Виды дислалии

Если у ребенка с дефектами произношения нет каких-либо нарушений строения челюстей, зубов, неба, языка, то говорят о функциональной дислалии. В зависимости от того, как и какие звуки произносятся или подменяются другими, логопеды выделяют три варианта этой формы дислалии.

При врожденных или приобретенных патологиях строения органов речи, участвующих в воспроизведении звуков, говорят об органической или механической дислалии.

Отдельно выделяется физиологическая дислалия, которая является вариантом нормы у детей младше 5 лет.

Причины развития дислалии

Механическая форма нарушения звуковоспроизведения развивается тогда, когда ребенок в силу физических дефектов не может правильно воспроизвести звук. К этому могут приводить нарушения прикуса, диастемы (щели) между передними зубами, отсутствующие резцы или нарушения их строения, врожденные пороки (микрогнатия, волчья пасть и другие).

Развитие функциональной дислалии у детей может быть вызвано нарушениями физического или психического состояния ребенка, а также факторами окружающей социальной среды.

Непосредственными причинами бывают задержка психического развития у ребенка, перенесенные в период формирования речи тяжелые заболевания, особенности воспитания ребенка (отсутствие общения, постоянное наличие источника для подражания неправильной речи), нервно-психический статус ребенка и другие.

В некоторых случаях возможно комбинирование механической и функциональной дислалии.

Подробнее причинами механической дислалии могут быть:

  • укороченная подъязычная уздечка;
  • дефекты строения челюсти и зубов;
  • нарушение строения неба;
  • укороченная уздечка верхней губы;
  • расщепление твердого неба или губы.

Исправлением дефектов челюстей, зубов должен заниматься стоматолог. Наилучшие результаты от такой тактики достигаются в возрасте ребенка 5-6 лет.

Подробнее причинами функциональной дислалии могут быть:

  • неправильное в семье воспитание речи ребенка;
  • почва для подражания ребенком неправильному звукопроизношению взрослых;
  • педагогическая запущенность со стороны родителей;
  • недоразвитие фонематического слуха;
  • ухудшение слуха;
  • умственная отсталость ребенка.

Основные методы коррекции дислалии

Если у ребенка возникают нарушения речи, его необходимо показать специалисту-логопеду. При этом врач определит форму нарушения речи, выяснит возможные причины ее развития и подберет оптимальный комплекс мероприятий для восстановления звукопроизношения.

В большинстве случаев коррекция дислалии проводится при помощи комплексного использования различных методик. Применяется логопедическая гимнастика и массаж, разные игровые формы обучения правильному произношению звуков.

Если при осмотре ребенка обнаруживают какие-либо дефекты развития органов речи, то первичная коррекция дислалии должна быть нацелена именно на устранение этих дефектов.

Важно помнить, что основная роль в формировании или коррекции речи ребенка принадлежит его родителям либо другим людям, проводящим с ним большую часть времени. Только систематичность занятий и постоянный речевой контакт в сочетании с созданием ровного эмоционального фона могут помочь правильному развитию речи у малыша.

Приведенная информация не является рекомендацией к лечению дислалии, а является кратким описанием заболевания с целью ознакомления. Не забывайте, что самолечением можно навредить своему здоровью. При появлении признаков болезни или подозрении на нее необходимо незамедлительно обратиться к врачу. Будьте здоровы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *