Атмосферный воздух

Атмосферный воздух

Когда говорится «нужен как воздух» становится сразу ясно – ведется речь о чем-то жизненно ценном. Без него человек не сможет жить и нескольких минут. Ведь дышим всегда и везде. Но – чем именно? И почему так ликуют городские жители, выбираясь на выходные «на свежий воздух»? Ещё вопрос: до какой степени «свеж» этот воздух в 50км от столицы?

Качественный показатель атмосферного воздуха является важнейшим фактором, обуславливающим степень нашего здоровья и влияющим на эпидемиологическую и санитарную ситуацию. Однако две трети (очень хочется поставить на этом количестве огромный акцент!) населения нашей страны живет на территориях, степень загрязнения атмосферного воздуха которых не соответствует установленным гигиеническим нормам.

Если по России (в среднем) удельный вес проб воздуха с содержанием вредоносных веществ колеблется около 6 процентов, то по отдельным регионам картина выглядит приблизительно так: Алтай – 29%, Красноярский Край – практически 22%, Бурятия – 24,6%. По областям показатели загрязнения только немного меньше: Кемеровская область – более 18%, Ивановская – 20%, Калужская – более 15%, Ульяновская – 16,5%. К слову, высокий уровень «засорения» воздуха на данных территориях наблюдался также и в прошедших годах.

Наиболее воздушно-загрязненные территории

Где же воздух загрязнен более всего? Именно в тех местах, где мы обитаем и проводим большой отрезок времени – в жилой зоне, если там есть автомагистрали. Интересно, что даже там, где сутками функционируют множество промышленных предприятий, в зоне воздействия промышленных выбросов, воздух, в ряде случаев, намного чище. Здесь ситуацию в какой-то мере можно было бы улучшить с помощью очистных сооружений. Но, например, в Мурманской области, очистительные установки имеет только половина официально зарегистрированных (подчеркиваю – только официально) источников вредоносных выбросов.

Еще проблема – среднестатистический россиянин до сих пор не волен выбирать жилище, в котором хотелось бы жить, а также место, где этот дом (по его мнению) должен стоять. Слишком дорого это, и многим просто не по карману. Поэтому и приходится жить, где поселили, даром что оконные стекла за несколько дней чернеют от копоти – их же можно помыть. Но можно ли также помыть и свои легкие?

До сей поры, сотни тысяч единиц населения вынуждены обитать в так званых СЗЗ — санитарно-защитных зонах крупнопромышленных предприятий, где уровень загрязненности атмосферного воздуха в особенности высок (то есть там, где российскими законами проживать воспрещается). К примеру, в Самарской области в таких СЗЗ проживает около 13000 человек, в Кировской – более 20000, а в Челябинской эта цифра просто громадна – свыше 200000 человек.

Естественный вопрос: если переселять людей трудно, то какие меры предпринимаются для улучшения экологической картины?

Меры по улучшению экологии

В некоторых регионах проводятся мероприятия с целью снижения загрязненности воздуха. Например, та же Самарская область реализует программы соц-экологической безопасности федерального уровня. За прошедшие три года таких «экологических» мероприятий было осуществлено более сотни. Так, были реализованы: ввод комплексов по очищению дымовых газов (Самарская, Сызранская, Безымянская ТЭЦ); на транспорте в качестве топлива стал шире применяться природный газ; запущены системы доочистки дымных газов на «Металлурге» (завод); усовершенствовано оборудование на Куйбышевском НЗП, результатом чего стало уменьшение выбросов углеводородов и пр. Аналогичные меры были предприняты также в Красноуральске, Липецкой области, Москве, Санкт-Петербурге. В частности, в Липецкой области была реализована реконструкция коксовых батарей («Новолипецкий металлургический комбинат»), Красноуральск внедряет отдельные мероприятия, направленные на снижение нагрузки по свинцу на душу населения. Кроме всего, функционирует областная целевая программа по защите населения Свердловской области и природной среды этой территории от свинцового загрязнения.

Экологическая ситуация обеих столиц. Актуальные темы

Две столицы – «Северная Пальмира» и Москва – всегда привлекали особенное внимание. При этом не только исключительно как культурные, политические и экономические центры, но и вообще как большие города, веками остававшиеся примерами для подражания. Проведенные анализы показывают, что Санкт-Петербург все-таки чище Москвы. Возможно потому, что «город Петра» меньше, а может быть, и потому (что играет не последнюю роль), что в нем сокращено потребление мазута, служащего топливом для городских ТЭЦ (82 процента здесь составляет газовое топливо). Плюс ко всему Главный государственный санитарный врач наложил табу на ввоз и продажу в городе этилированного бензина. При этом следует ещё учесть, что не так давно – в 2000 году, северная столица реконструировала и построила 67 очистительных сооружений, «борющихся» с атмосферными выбросами, а на питерских АЗС до сих пор устанавливаются системы газовозврата, что тоже значительно сокращает выбросы.

Для Москвы же данная проблема – выбросы загрязняющих веществ автотранспортом в атмосферный воздух так и остается наиглавнейшей. Если учитывать, что процент этих выбросов превышает отметку 90 единиц, становится ясна причина внедрения в округах специальных программ по снижению выброса автотранспортом в атмосферу загрязняющих веществ. Однако что касаемо конкретных результатов, то здесь пока о них считают за лучшее умалчивать. Для того чтобы понять, сколь велика и остра проблема, вполне достаточно в час пик очутиться на любой московской магистрали. Гости столицы, попадая на Садовое кольцо, Кутузовский и Ленинский проспекты, Тверскую, с удивлением взирают на окна и стены домов, которые буквально серые от обилия выхлопных газов.

Настолько частое обращение к столице, как «главной героине» столь печальной повести не должно смущать, так как авторы как пример приводят и всю РФ, и США. Однако именно здесь, в Москве, выбросы вредоносных для человека веществ автотранспортом составляют 1,7млн. тонн, что в процентном соотношении равняется 87 единиц общих атмосферных выбросов.

К слову, читатель в состоянии и самостоятельно разобраться в этом вопросе, ознакомившись с обзором экологических программ Индии, США, Южной Кореи, Китая, Японии и прочих государств, перешедших на использование в качестве моторного топлива пропан-бутана. Сотни графиков, расчетов и схем экономической эффективности, анализ функционирующих систем экологического мониторинга, исследование динамики структуры автопарков и т. п. свидетельствуют о правдивости формулы «экономия + экология + здоровье». Да, именно знак сложения, но не «за счет».

Такого рода темы, как «экологически чистое авто», «город и автомобиль», «многотопливная АЗС», «моторное топливо», «экологический мониторинг», «виды газового топлива» и подобные, будут актуальными еще долгое время, поскольку если не все мы передвигаемся на авто, то дышим исключительно все, а значит – каждого человека касается и коснется.

Что показывают экологические проверки

В 2000 году «воздушная» проверка осуществлялась в 253 российских городах. Выяснилось, что в 202 проверяемых поселениях вредоносные вещества в воздухе превышают норму. А населяют эти города свыше 64,5млн. жителей, что равняется фактически половине всех россиян. И все же есть в Российской Федерации регионы, в которых дышать стает для здоровья просто опасно, поскольку загрязнение воздуха там превышает установленную норму раз в 10 и более.

Как правило, атмосфера загрязнена формальдегидом, бенз(а)пиреном, сероуглеродом и диоксидом азота. При этом диоксид азота в воздух чаще всего выбрасывает автотранспорт, а сероуглерод – предприятия. Львиная доля российского населения проживает в промышленных центрах и городах. Естественный вопрос: каково же в данной местности качество воздуха?

Если рассматривать ситуацию по федеральным округам, которых в России семь – получается следующая картина:

— Центральный округ, включающий 18 субъектов Федерации. В данном регионе воздух исследовался в 37 городах. Выяснилось, что только два города из проверяемых могут «похвалиться» соответствием норме. Наиболее неблагополучное положение в данном регионе у Москвы и области – засоренным воздухом здесь дышит 9,1млн населения или 66% людей;

— Северо-Западный округ, включающий 11 субъектов Федерации. В этом регионе было проверено 39 городов, 21 их которых имеют вредные примеси превышающие ПДК. Высокая степень загрязнения была обнаружена в 5 городах, в которых проживают фактически 6млн человек, то бишь около 50% населения данного округа. Самая неблагоприятная ситуация в Ленинградской области и Санкт-Петербурге – здесь грязным воздухом дышат около 5млн человек или 84% городского населения, обитающего в данном регионе. Плохим качественным показателем атмосферного воздуха отмечен и Ненецкий округ;

— Южный федеральный округ, включающий 13 субъектов Федерации. Тут мониторинг загрязнения атмосферы проводился в тридцати одном городе. Выяснилось, что 19 из них имеют вредные примеси, превышающие 1 ПДК, а высокая степень загрязнения воздуха обнаружена в 10 городах, общая численность населения которых равняется 4,4млн человек (36% горожан этого округа). В двух городах южного округа было зафиксировано максимальное содержание вредоносных элементов (более 10 ПДК). Крайне неблагополучная ситуация в Волгоградской области, здесь грязным воздухом дышат до полутора миллиона человек, в процентном соотношении – 75% населения городов. Аналогичная обстановка в Ростовской области/Краснодарском крае. Однако самым плохим качеством атмосферного воздуха в данном регионе «отметились» города Карачаево-Черкесской Республики;

— Приволжский округ, включающий 15 субъектов Федерации. Здесь были проверены 47 городов, 41 из которых отличились превышением ПДК. При этом 27 городов, где обитает около 12млн населения (52% жителей региона) имеют довольно высокий уровень загрязненности воздуха. К примеру, в Самарской области подобный воздух вынуждены вдыхать 76% населения городов (2млн людей), фактически аналогичное количество – в Пермской области, Республике Башкортостан и Нижегородской области. В сравнении с ними Кировская область может «похвалиться» относительно высоким качеством воздуха;

— Уральский округ, включающий 6 субъектов Федерации. Тут на предмет воздушного загрязнения были исследованы 17 городов. Оказалось, что 15 из них имеют воздух, с превышением вредных примесей в 1 ПДК, а 7 отличаются превышением этого показателя в 10 раз. Крайне грязным воздухом здесь дышат фактически 3млн человек – в особенности в Курганской и Свердловской областях;

— Сибирский округ, включающий 16 субъектов Федерации. Здесь 48 из 55 городов, подвергнутых мониторингу, отличились превышением нормы вредных примесей в атмосфере. 14 из общего числа городов имеют загрязнение воздушного бассейна, превышающее ПДК в 10 и более раз. Фактически 61% городского населения (9млн человек) дышат некачественным воздухом. Условно благоприятная ситуация только в Республике Тыва. Самое же неблагополучное положение вещей в Омской, Кемеровской, Новосибирской, Иркутской областях;

— и, наконец, Дальневосточный округ, включающий 10 субъектов Федерации. Было обследовано 27 городов. Из них: 23 имеют воздушную загрязненность выше нормы, в свою очередь в 5 из 23 городов отмечено десятикратное превышение предельно допустимых концентраций. Плохое положение в Хабаровском и Приморских краях, однако самое неблагоприятное – в Камчатской области. Здесь 81 % городских жителей обитает в зоне, характеризующейся крайне высокой степенью воздушного загрязнения.

Трансграничное загрязнение

На первый взгляд, картина не совсем логична, ведь российская промышленность функционирует сегодня не настолько интенсивно, как ранее, а воздух, тем не менее, остается грязным. А причина кроется в том, что атмосферу, в отличие от земной территории жестко разделить границами нельзя. Загрязняющие элементы переносятся из одного государства в другое на большие расстояния. Такое явление называется трансграничным загрязнением воздуха. К примеру, на Европейскую часть РФ в 2000г выпало 2,4млн тонн окисленного азота и серы. Большая часть которых (57%) стала результатом трансграничного переноса. При этом основными источниками вредоносных воздушных примесей стали Германия, Украина, Румыния, Польша, Белоруссия.

Разумеется, и «российский воздух» ведет кочевой образ жизни, посещая другие страны. Но соотношение транспортировки загрязненных элементов российского происхождения, поступающих за рубеж, по отношению к переносу вредоносных веществ воздушным путем из других государств в Россию, говорит само за себя: 1:3,8 (окисленный азот), 1:6,5 (восстановленный азот), 1:6,2 (окисленная сера).

Один из наиболее животрепещущих вопросов — выпадения тяжелых металлов, в особенности свинца. В России (Европейская территория) его выпало 2,739тыс тонн (плюс к этому – 68,5 тонн кадмия) и больше половины этого «поступления» было трансграничного происхождения.

Свинцовое загрязнение

Что касаемо свинца, то здесь необходимо отдельно сказать несколько слов, поскольку данная проблема остается острой. Ещё в 1997 году этому был посвящен объемный и глубокий «Доклад о свинцовом загрязнении окружающей среды Российской Федерации и его влиянии на здоровье населения», который также известен под названием «Белая книга» (подготовлено/издано РЭФИА. Полный текст доклада можно изучить на портале www.refia.ru).

Также, в 2000г был издан совместный российско-американский труд, поднимающий проблемы свинцового загрязнения и его влияния на здоровье российского населения/окружающую среду. К сожалению, свинцовая опасность продолжает оставаться реальностью. И не только исключительно для тех, кто проживает рядом с медеплавильным комбинатом в Красноуральске или вблизи аккумуляторного завода в Санкт-Петербурге; в Первоуральске (медеплавильный завод) или Гусь-Хрустальном (производство хрусталя/стекла). К примеру, в Волгограде, Саратове и Екатеринбурге основным источником поступления свинца является автотранспорт.

А ведь есть ещё и ракетно-космическая техника, и авиация, и даже обычная охота. При чем здесь, спрашивается, охота?! А при том, что после закрытия сезона, каждый год в почве остается фактически 1500 тонн свинцовой дроби. Поэтому если все это сплюсовать вместе, то мало не покажется ничему живому. В особенности, если учесть, что свинец не просто высокотоксичен, но и обладает особенностью накапливаться в организме. В частности у млекопитающих он «остается» в печени и головном мозге.

Разумеется, стратегия борьбы с загрязнением свинцом существует. Однако польза от неё будет исключительно тогда, когда она начнет реализовываться хотя бы наполовину. А пока можно уповать только на то, что медеплавильная промышленность закупит/установит новыми очистные сооружения; что медицина научилась несколько преуменьшать вредоносное влияние свинца на детское здоровье (дети страдают первые); что снижаются объемы производства этилированного бензина и пр.

К свинцовой проблеме в России близка и существующая проблема ртути. Хотя фактически из 70тонн этого металла, выпавших на Россию из атмосферы, отечественным источникам принадлежит сравнительно маленькая доля – всего 3,5 тонны (5%). Остальные же 95 процентов, как говорится, ветром занесло – то есть речь опять о трансграничном загрязнении.

Ради справедливости нужно сказать, что не все наши проблемы качества воздуха «приносят» соседи. К примеру, бенз(а)пирена на РФ (Европейскую её часть) выпало приблизительно 80тонн, из которых 66 (83%) – доля наших собственных, отечественных источников.

Информация предоставлена в соответствии с материалами Популярного доклада о состоянии окружающей среды в России. Горбатовский В.В., Панкеев И.А., Федоров А.В., Рыбальский Н.Г., Снакин В.В., Думнов А.Д.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *