Социальный инстинкт

СоциализацияСоциальный инстинкт — это фиксированная в генетическом коде программа приспособления, самосохранения и продолжения рода, отношения к себе и другим.

Инстинкт самосохранения и инстинкт продолжения рода — базовые, они обеспечивают физическое выживание особи и вида. Специфические человеческие инстинкты — исследовательский инстинкт и инстинкт свободы — служат первичной специализации человека, а инстинкт доминирования и сохранения достоинства — самоутверждению и самосохранению человека в обществе. Инстинкт альтруизма социализирует приспособительную сущность остальных инстинктов.

Обычно у человека один или несколько инстинктов доминируют, а остальные выражены слабее. Из доминирования того или иного инстинкта вытекает первичное различие людей. Можно выделить 7 типов людей по доминированию того или иного инстинкта.

Эгофильный тип. Доминирует самосохранение. С раннего детства наблюдается склонность к повышенной осторожности, к обострённой сбиотической связи с матерью (ребёнок не отпускает от себя мать ни на миг), склонность к мнительности, нетерпимость к боли, тревожность в отношении неизвестного, эгоцентричность. Кредо — «безопасность и здоровье превыше всего». Эволюционная целесообразность наличия такого типа людей заключается в том, что сохраняя себя, они являются и хранителями генофонда рода. Но эгофильный тип может быть одной из причин «тяжёлого характера», которому присущи чрезмерный эгоизм, подозрительность, мнительность, истеричность, трусливость.

Генофильный тип. Доминирует инстинкт продолжения рода. Уже в детстве интересы фиксированны на семье, такой ребёнок спокоен только тогда, когда вся семья в сборе, все здоровы и у всех хорошее настроение. Их кредо — «интересы семьи превыше всего», «мой дом — моя крепость». Ради детей и семьи готовы жертвовать собой.

Альтруистический тип. Доминирует инстинкт альтруизма. С детства проявляется доброта, заботливость к близким, способность отдать другим последнее, даже то, что необходимо самому. Самоотверженные люди, посвятившие жизнь общественным интересам, защите слабых, помощи больным, инвалидам, — это люди-альтруисты. Кредо — «доброта спасёт мир», «доброта превыше всего». Эволюционное значение для интересов вида такого типа людей очевидно.

Исследовательский тип. Доминирует инстинкт исследования. С детства наблюдается повышенная любознательность, стремление во всём добраться до сути, бесконечные вопросы «почему?». Такие дети не довольствуются поверхностными ответами, много читают, делают эксперименты. В конце-концов из них, чем бы они не увлекались, вырастают творческие личности. Великие путешественники, изобретатели, учёные — люди этого типа. Кредо — «творчество и прогресс превыше всего».

Доминантный тип. Преобладает инстинкт доминирования. С детства проявляется умение организовать игру, поставить цель и сфокусировать волю для её достижения, разбираться в людях и вести их за собой, деловитость. Позднее специфика проявляется как приоритет статусных потребностей (карьеризм), усиление потребности контроля над другими, склонность учитывать потребности всего коллектива при пренебрежении интересами одного, конкретного человека. Кредо — «дело и порядок — превыше всего», «будет хорошо всем — будет хорошо каждому». Лидеры, руководители, политики, организаторы, но и «тяжёлые характеры» самодуров, тиранов вырастают на основе этого типа.

Либертофильный тип. Доминирует инстинкт свободы. Уже в в колыбели дитя этого типа протестует, когда его пеленают; склонность к протесту против любого ограничения свободы растёт вместе с ним. Преобладающие качества — стремление к самостоятельности, упрямство, терпимость к боли, лишениям, предрасположенность к риску, нетерпимость к рутине, бюрократизму. Подавлены инстинкты самосохранения, продолжения рода, что проявляется в склонности к уходу из семьи. Кредо — «свобода првыше всего». Такие люди естественно ограничивают тенденции доминантного типа. Они — хранители свободы, интересов и индивидуальности каждого, а с этим — и хранители жизни.

Дигнитофильный тип. Доминирует инстинкт сохранения достоинства. Уже с детства такой ребёнок способен уловить иронию, насмешку и абсолютно нетерпим к любым формам унижения. Это тот случай, когда с ребёнком можно договориться, только убедив его, и только с лаской. Такой человек готов во имя сохранения чести и достоинства поступиться своей жизнью, свободой, карьерой, профессиональными интересами, семьёй. Кредо — «в нашем роду не было трусов и подлецов!», «честь превыше всего!». Эволюционная целесообразность такого типа заключается в том, что они — хранители чести и достоинства личности, а с этим — жизни, достойной человека.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *