Когда ребенок становится индивидуальностью?

Когда ребенок становится индивидуальностью?Когда ребенок становится индивидуальностью? Правильнее спросить: а есть ли вообще время, когда он не является индивидуальностью? Дети разные с момента рождения. По-разному сосут грудь, по-разному плачут, по-разному спят. (Когда вы видите только своего ребенка, то распознать это трудно. Первые же сравнения с другими детьми убедят вас в том, что это так.) Один спокоен, другой чересчур спокоен, зато третий беспокоен за двоих. И с каждым надо обращаться, а потом и общаться по-своему.
Когда-то врачи советовали всех детей туго пеленать. Если флегматик переносил это совершенно спокойно, то для холерика с его подвижностью и беспокойством пеленки были просто кандалами: запеленала — вылез, запеленала — вылез, связала пеленками — лежит; вот и первое насилие над индивидуальностью. Сегодня советуют больше держать ребенка распеленутым — чтобы мог свободно двигаться. Однако насилием будет вытаскивание флегматика из пеленок и бесконечное тормошение. Уловить особенности темперамента своего малыша и «подстроить» к ним выполнение даже идеальных общих рекомендаций просто необходимо.
Решающая роль в воспитании принадлежит не тому, сумеем ли мы «переломить» индивидуальность ребенка, а тому, сумеем ли мы предложить ему такой круг условий и занятий, в котором его индивидуальность поворачивается к миру своими лучшими сторонами. Ломать индивидуальность глупо, а зачастую и преступно — получим сломанного человека. Помочь ей реализовать все лучшее, что в ней есть, и означает любить.

Будем помнить одну несложную вещь: ребенок — не чистая доска, на которой вы можете записать все, что вам вздумается, но и не набор врожденных свойств, перед которыми вы бессильны. Как образно определил С. Соловейчик, в человеке все от наследственности и все от воспитания (не 50% от одного и 50% от другого, а 100% от наследственности и 100% от воспитания). С первых же дней жизни ребенка очень важно не манипулировать им, не воздействовать на него, а общаться с ним. Это единственный путь, приводящий к взаимодействию, в котором вы помогаете ребенку и чувствуете его помощь, учите его и учитесь у него, способствуете его личностному росту и растете как личность сами. Разумеется, будут ошибки, срывы — не без этого. Но они не повод для отчаяния, хотя часто их переживать тяжело. Главное — уметь видеть свои ошибки и стараться не повторять их, а тем более не возводить в правило и принцип воспитания.

И последнее. Не ждите от ребенка благодарности. Как только вы начинаете ее ждать — высказанную, проявившуюся лаской или тем, что он готов делать все, что вы требуете или ждете от него, вы начинаете пилить сук, на котором сидите. Вам начинает казаться тогда, что, отдавая ему все, получаете взамен слишком мало, а то и ничего. А значит, вы рискуете преувеличивать свой вклад и преуменьшать, недооценивать его достижения. В конце концов, вы родили его, потому что он был нужен вам, родили для себя. А его задача — подготовиться к своей жизни, которая, вы еще не знаете, какой будет. И еще: не живя своей, отличной от вашей, жизнью, ребенок не может быть благодарен вам, ибо нельзя быть благодарным за несвободу. Поэтому чем меньше вы ждете и требуете благодарности, тем больше вы ее получите.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *