Когда и как начинать воспитание ребенка?

Когда и как начинать воспитание ребенка?

Говорят, что воспитывать ребенка нужно с первого дня его жизни. Однако это совсем не означает, что с самого первого дня нужно дрессировать дитя, применяя мощнейший способ поощрения – наказания. Это ни к чему, за исключением появления чувства дискомфорта, не приводит. Тем не менее, с месяцев 6-7 приходится начинать дозировать выражение своей любви. Конечно, оно никогда не должно опускаться ниже определенного, нужного именно вашему малышу уровня, но именно в этом возрасте пора становиться осмотрительнее. Любить ребенка нужно всегда, однако проявлять свою любовь нужно, когда больше – когда меньше. Попробуйте брать малыша на руки чаще во время его хорошего настроения – когда он улыбается. Тем не менее, не забывайте быть рядом и в моменты капризов. Попробуйте быть ближе к ребенку, когда он весел и доволен, и чуть дальше – когда он плачет. Другими словами, не стоит наказывать его лишением своей любви и себя (к примеру, уходом из комнаты), и уж тем более – проявлениями нелюбви (злым тоном, криками). Попробуйте, дозируя выражения любви, показать малышу, когда ему дают её больше. Тем самым вы научите его завоевывать любовь не ревом и криками, а расположенностью и улыбками. Разумеется, как всякое «воспитательное» правило, эти советы не должны приобретать характера стойкой непоколебимости. И утешим, и пожалеем, когда надо, и балуем-любим всегда и всякого – плачущего, смеющегося, капризничающего и веселящегося. Но все же открытого общению и веселого – больше, а плачущего без причин, хныкающего меньше.

В дозировании выражения любви требуется ювелирная точность, потому как привязанность дитя к матери всегда идет рядышком со страхом её лишиться. Ребенок не самостоятелен – сам он ещё ничего пока не может, он беспомощен перед непонятным ему миром, связь с которым пока происходит только через маму: остаться без неё, это значит «не быть». Периодически возникающее в раннем возрасте чувство страха разлуки с матерью, то есть страх её лишения, равносильный для малыша страху смерти. Поэтому позже это состояние может проявиться в посещении детского сада, яслей: плач, сопротивление, «цепляние» за мать, очень часто значат «Я боюсь без тебя!», а не «Я не хочу туда».

Тем не менее, и чрезмерная «залюбленность» после шести-семи месяцев, благодаря которой у малыша вовсе отсутствует опыт материнского отдаления-приближения, может принести аналогичные плоды.

По существу, все вышеуказанное является описанием одного из ключевых принципов воспитания. По одну сторону – материнская «сверхлюбовь», означающая для малыша 100% успеха. По другую сторону отсутствие этой любви, являющееся 100% неуспехом. В одном случае малыш лишен стимула, в другом – парализован страхом и отчаянием. Родители будут наиболее правы, если обеспечат малышу равные шансы успеха-неуспеха, выполняя лишь страховочные и поддерживающие функции. Чувствуя «крепкие» тылы, ребенок выйдет на встречу с миром самостоятельно и сможет испытать себя: родители придут на помощь не ранее, чем это необходимо, и только тогда, когда необходимо. При этом полученные победы малыш будет воспринимать как собственные (и они действительно его), а поражения помогут переживать родители. Важно, что ребенок будет стремиться искать и находить, совершать новые попытки и достигать.

Такой приобретаемый опыт специалисты-психологи называют поисковой активностью, которая является важным условием формирования характера личности и даже потенциала здоровья ребенка. Одно их проведенных американскими учеными исследований подтверждает этот факт достаточно убедительно.

Исследователи ставили эксперимент на новорожденных крысятах, разделенных на А и Б группы. Крысята были помещены в клетки, где подавались электрические разряды. Крысята группы А имели возможность избежать ударов электрическим током – для чего надо было найти безопасное место. Крысята группы Б такой возможности не имели – куда они не бросались, всюду их сопровождала боль. Проведя серию подобных опытов, исследователи оставили крысят жить обычной жизнью. Затем, когда подопытные стали взрослыми, эксперимент усложнили. Первую группу (А) разделили на подгруппы – Аа/Аб. Со второй группой (Б) проделали то же, разделив её на Ба/Бб. Крыс групп Аа/Ба теперь поместили в клетки, имеющие укрытие от тока, а крыс групп Аб/Бб – в клетки, где спрятаться было некуда. Полученный результат поразил ученых. Крысы А-группы упорно искали выход, при том не только там, где он действительно был (Аа-подгруппа), но и там где он отсутствовал (Аб). В то же время крысы из Б-группы вовсе не искали выхода, даже там, где он был (подгруппа Ба). Это доказало, что опыт поисковой активности, который приобрели крысята, будучи маленькими, отчетливо сказался на поведении взрослых крыс. Однако самое удивительное произошло дальше. Всем группам крыс была осуществлена прививка злокачественных опухолей. У большей части особей Б-группы опухоли привились, и грызуны погибли. Но большая часть А-группы не пострадала, так как опухоли у них просто не приживались. Разница между подгруппами отсутствовала.

Осуществлять проведение подобного эксперимента на людях, конечно, нельзя. Но его модели, спроектированные самой жизнью, встречаются достаточно часто. При этом всякий раз напоминая нам о том, что воспитание формирует не только душу, но и телесное здоровье, т. е. человека в целом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *