Задержка психического развития (ЗПР)

Задержка психического развития (ЗПР) — это состояние, при котором у детей отмечается отставание психических функций от возрастной нормы. При этом не возникает стойких изменений и остается возможность коррекции состояния ребенка.

Возможные причины задержки психического развития

Согласно одной из наиболее распространенных классификаций ЗПР, в зависимости от причины появления выделяются три основные группы: особенности течения беременности, особенности течения родов и социально-педагогические причины.

К задержке психического развития могут привести перенесенные во время беременности вирусные заболевания (паротит, краснуха, грипп), хронические болезни беременной, выраженные токсикозы, влияние токсических веществ (курение, алкоголь, ядохимикаты, некоторые лекарственные вещества и другие), резус-конфликт, острый токсоплазмоз, гипоксия внутриутробного плода и так далее.

К причинам ЗПР, которые могут возникнуть во время родов, относятся родовые травмы ЦНС (при недоношенности плода, несоответствии размеров плода и таза, акушерском пособии) и асфиксия плода (острая нехватка кислорода — затяжные роды, преждевременная отслойка плаценты, сдавливание пуповины, попадание в дыхательные пути мекония (первые кишечные выделения новорожденного) или воды — в частности, при родах в воду и т. п.).

Социально-педагогические причины ЗПР включают в себя отсутствие или недостаток эмоционального, психологического и педагогического воздействия со стороны взрослых (особенно в возрасте до 3 лет), а также отсутствие примера для подражания, на основании которого должны формироваться поведенческие реакции и речевые навыки. На развитие психических функций ребенка влияет также эмоциональный фон в семье. Так, например, частые скандалы, проявления агрессии, насилия (в том числе — скрытого) приводят к выраженному подавлению эмоциональной сферы и задержке ее развития. С другой стороны, излишняя опека над ребенком также может привести к ЗПР с поражением волевого компонента.

Отдельно выделяется задержка психического развития у детей, страдающих постоянными болезнями, ослабленных детей.

Кроме того, задержка психического развития может возникнуть из-за перенесенных в раннем возрасте травм или заболеваний, поражающих головной мозг.

Возможные проявления задержки психического развития

В большинстве случаев о задержке психического развития говорят только в старшем дошкольном возрасте, когда у ребенка появляются трудности с подготовкой к школе. Тем не менее, заметить ЗПР можно намного раньше.

Как правило, родители настораживаются при отставании способностей и умений ребенка от его сверстников. Насторожить также могут особенности эмоциональной сферы ребенка: излишняя замкнутость, нелюдимость, агрессивность, нерешительность, тревожность и так далее.

Достаточно часто родители отмечают, что ребенок позже начал держать головку, позже сделал первые шаги, позже произнес первое слово (или долго не может говорить словосочетаниями или фразами, используя отдельные слова), не играет с другими детьми, не способен к простейшим действиям, характерным для его возраста (одевание, обувание, самостоятельная еда, навыки личной гигиены).

Следует учитывать, что при задержке психического развития возможны как проявления умственной отсталости, так и признаки нарушения эмоционально-волевой сферы, а также их комбинация.

Иногда ребенок с ЗПР мало чем отличается от своих одногодок, а иногда отсталость довольно заметна.

Окончательно признаки ЗПР у детей выявляются детским неврологом при профилактическом или целенаправленном осмотре.

Методы коррекции ЗПР

Задержка психического развития наиболее опасна в плане адаптации ребенка в социуме. Вне зависимости от того, поражение какого компонента преобладает в ЗПР — эмоционально-волевого или интеллектуального, ребенок испытывает различные трудности, как в собственной семье, так и в коллективе.

Перед началом собственно коррекции ЗПР необходимо тщательное обследование с целью выявления тех или иных поражений головного мозга. В зависимости от полученных результатов, проводится комплексное лечение ЗПР или психолого-педагогическая коррекция.

Если у ребенка с задержкой психического развития обнаруживают органические поражения головного мозга, обязательно используют лекарства, улучшающие обмен веществ в нервных клетках.

Учитывая особенности детей с ЗПР, очень важно создание и поддержание нормального психологического климата для ребенка. Особое внимание следует уделить выбору детского коллектива, поскольку в ряде случаев дошкольники с ЗПР подвергаются насмешкам со стороны своих сверстников.

Родителям ребенка с ЗПР следует помнить, что это состояние рассматривается как временное и в большинстве случаев поддается коррекции. ЗПР не является «приговором» для ребенка. После соответствующей коррекции большинство детей нормально адаптируются к окружающей среде.

Помимо специализированной помощи, дети данной категории нуждаются в постоянном контакте с родными. Благотворное влияние при задержке психического развития оказывает постоянное общение с малышом, различные развивающие игры (преимущественно те, в которых могут участвовать и взрослые), обычные прогулки с родителями.

Значительную помощь ребенку с задержкой психического развития могут оказать занятия в специальных школах, секциях по интересам и так далее. В каждом отдельном случае врачи и учителя-дефектологи помогают подобрать наиболее правильную тактику развития ребенка с задержкой психического развития.

Приведенная информация не является рекомендацией к лечению состояния задержки психического развития у детей, а является кратким описанием проблемы с целью ознакомления. Не забывайте, что самолечением можно навредить своему здоровью. При появлении признаков болезни или подозрении на нее необходимо незамедлительно обратиться к врачу. Будьте здоровы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *