Дисграфия

Дисграфия — это неспособность к правильной письменной речи, которая не связана с нарушениями интеллекта.

Возможные причины дисграфии

Несмотря на достаточно высокий интерес к проблеме дисграфии и множество исследований в этой области, окончательно причины появления такого нарушения до сих пор не выяснены.

Предполагается, что развитие дисграфии связано с комплексным воздействием особенностей развития структур головного мозга и социальных факторов.

Определенную роль в развитии дисграфии отводят вероятной функциональной незрелости участков мозга, которые отвечают за письменную речь. Это может быть генетической предрасположенностью, последствием травмы головного мозга, особенностей течения беременности, осложнений в родах, перенесенных инфекционных заболеваний.

Вероятно, что значительное влияние оказывают длительные или частые болезни, неправильная речь родителей и близких ребенка (в том числе — использование нескольких языков в семье с их смешением), недостаточное общение с ребенком, нехватка зрительных образов правильного письма (книги).

Интересно, что у детей, начавших обучение в школе слишком рано, риск развития дисграфии тоже достаточно высок. Это обусловлено отсутствием психологической зрелости ребенка и готовности к школе.

В большинстве случаев дисграфия сочетается с другими вариантами нарушений устной и письменной речи.

Основные признаки дисграфии

Дисграфия проявляется нарушениями почерка, достаточным количеством грамматических ошибок в письменной речи, заменой одних букв на другие (чаще — по принципу схожести написания или подобия звуков).

Почерк у детей с дисграфией зачастую неровный, с отсутствием пунктуационных знаков и заглавных букв. Ребенок обычно пишет медленно, присутствует некая зависимость почерка от эмоционального состояния (чем больше расстроен ребенок, тем более неровный у него почерк). При этом точность других действий, требующих подвижности пальцев, не нарушена. Любопытно, что дисграфия несколько чаще встречается у левшей.

Регулярные занятия грамматикой зачастую не приносят определенного результата. У ребенка мало-помалу укрепляется ощущение в собственной неполноценности, он старается избегать всех видов деятельности, которые требуют письменной речи.

Формы дисграфии

В зависимости от того, как именно проявляются нарушения письменной речи, выделяют различные формы дисграфии.

Артикулярно-акустическая дисграфия возникает вторично по отношению к измененному звукопроизношению. При этом ребенок пишет слова точно также, как и произносит.

При акустической дисграфии устная речь ребенка правильная, а при письме буквы заменяются по принципу подобия звуков (Д и Т, Б и П, С и Ш и так далее).

Аграмматическая дисграфия проявляется в нарушении согласования слов в письменной речи. Ребенок говорит правильно, а пишет без учета рода, числа, падежа (к примеру, «скучный дети», «пасмурный утро»).

Оптическая дисграфия связана с нарушением зрительного анализа. При этом ребенок как бы не воспринимает разницу между буквами, которые отличаются количеством «палочек», взаимным расположением элементов или мелкими элементами (к примеру, Ц и Щ, Р и Ь, Ы и Ь и другие).

Наиболее распространенная форма дисграфии — это нарушение языкового анализа и синтеза. При этом ребенок может пропускать отдельные буквы или слоги, переставлять их местами или повторять, не писать окончание слов, писать слитно предлоги или отдельно приставки.

Основные методы коррекции дисграфии

Для устранения дисграфии необходима совместная работа квалифицированного логопеда, школьных учителей и родителей.

Существует целый ряд специальных упражнений, которые помогают маленькому дисграфику справиться с проблемой. Ребенку предлагают зачеркивать и подчеркивать определенные буквы в тексте (разрабатывая зрительную память и анализ, проговаривать слова при письме, переписывать тексты, разрабатывать почерк.

Для облегчения запоминания букв широко используются аналогии написания буквы с изображением. При изменениях устной речи коррекцию дисграфии начинают с вырабатывания правильного произношения.

До сих пор открытым остается вопрос о возможности профилактики дисграфии. Предупредить появление этого расстройства невозможно, поскольку не выявлены его четкие причины. А вот выявить риск развития дисграфии либо ее ранние признаки абсолютно реально. Причем обращать внимание на это следует еще до того, как ребенок пойдет в школу.

К группе риска относятся дети из двуязычных семей, левши и переученные правши, дети с нарушенным воспроизведением звуков, проблемами с концентрацией внимания и памятью. Всех таких деток необходимо показать логопеду, который может провести специальное тестирование малыша и принять меры профилактики дисграфии.

Приведенная информация не является рекомендацией к лечению дисграфии, а является кратким описанием заболевания с целью ознакомления. Не забывайте, что самолечением можно навредить своему здоровью. При появлении признаков болезни или подозрении на нее необходимо незамедлительно обратиться к врачу. Будьте здоровы.

Связаться с нами

Если у вас есть какие-то предложения или пожелания, мы будем рады пообщаться с вами!

Пишите нам на почту  Этот емейл защищен от спам-ботов с помощью скриптов. Для просмотра вы должны включить JavaScript. или через форму на сайте

Информацию, размещенную на сайте, вы можете свободно использовать для личного употребления. Также можете копировать ее на другие сайты, но только при условии размещения активной ссылки на оригинал материала на нашем портале

Копируя материал без гиперссылки на оригинал, вы подпадаете под статью № 6 Закона №5351-1 Гражданского Кодекса РФ (согласно ей за нарушение авторских прав предусмотрен штраф до 5 млн.рублей).